Пн-Пт: 10.00-19.00, перерыв 13.00-14.00,
Cб: 10.00-17.00 (без перерыва)
Вс:  11.00-17.00 (без перерыва)

г. Москва,

ул. Первомайская, д. 116А.

+7 (499)464-57-72

+7(495)530-82-73

info@notarius-izmaylovo.ru

Хозяйственные партнерства и инвестиционные товарищества

Хозяйственные партнерства (Сопровождение деятельности хозяйственных партнерств, удостоверение соглашений об управлении хозяйственными партнерствами, хранение документов).

Организационно-правовая форма юридического лица в виде хозяйственных партнерств появилась в Российской Федерации относительно недавно: Федеральный закон, посвященный хозяйственным партнерствам, датирован 2011 г. и вступил в силу с 1 июля 2012 г. (далее – Закон о партнерствах). В Пояснительной записке к указанному закону отмечается, что создание в России данных юридических лиц обусловлено необходимостью развития инновационного, в т.ч. венчурного предпринимательства.

Существующие формы юридических лиц, например, хозяйственные общества, не подходят для данной цели в силу несоответствия целому перечню критериев, существенных для развития инновационных проектов, таких, как минимальные затраты на ликвидацию компании, невозможность произвольного выхода участника из компании в течение установленного срока или до достижения определенной участниками цели, возможность непропорционального их участию в капитале компании распределения прав и обязанностей участников.

В то же время реформирование законодательств об ООО и АО является весьма затруднительным в силу, прежде всего, активного использования данных организационно-правовых форм: то есть, по мнению законодателей, масштабные реформы могли пошатнуть устоявшуюся систему ведения бизнеса в рамках данных юридических лиц. Соответственно, для решения данной проблемы – необходимости создания среды для развития инновационного предпринимательства – в России были созданы хозяйственные партнерства.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о партнерствах, хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Указание на аналогичные организационно-правовые формы по отношению к хозяйственному партнерству содержится в указанной Пояснительной записке к Закону о партнерствах. В Записке указано, что реализация бизнес-проектов обычно происходит в рамках юридических лиц, которые обычно занимают промежуточное место между «корпорациями (как юридическими лицами) и партнерствами (как договорными образованиями или квазиюридическими лицами) и объединяющие в себе положительные свойства тех и других».

Стоит отметить, что в литературе хозяйственные партнерства активно сравниваются с иными юридическими лицами, в первую очередь, с хозяйственными обществами, а именно с  обществами с ограниченной ответственностью (в отношении многих аспектов, к примеру, ограничения ответственности участников суммой их вкладов), с хозяйственными товариществами в связи с договорной моделью регулирования отношений между товарищами,  с инвестиционными товариществами как формой осуществления инновационной деятельности, которые возникли одновременно с хозяйственными партнерствами, а также – частично – с производственными кооперативами.

Целесообразно сразу заострить внимание на особенностях регулирования правого статуса хозяйственного партнерства в России, нежели останавливаться на общих положениях, характерных также для ООО («объединение капиталов») и товариществ на вере («объединение лиц»), как наиболее близких к партнерствам организационно-правовых форм. В отношении последних отметим, однако, что, по мнению ряда ученых, хозяйственные партнерства вобрали в себя положения, характерные как для объединения лиц (отсутствие требований к размеру складочного капитала в законе, установление структуры партнерства соглашением об управлении партнерством), так и для объединений капиталов (возможность выхода участника без прекращения деятельности партнерства, возможная передача доли, отсутствие солидарной ответственности участников). В самой Пояснительной записке к законопроекту указано, что оно занимает промежуточное положение между хозяйственным товариществом и обществом.

 

К особенностям хозяйственного партнерства, которые делают его таким не похожим на иные формы юридических лиц в РФ, относят следующее:

Уникальная система управления

Единственным обязательным для формирования органом управления, в соответствии с Законом о партнерстве, является единоличный исполнительный орган. В связи с внесенными в ГК РФ изменениями и отнесением партнерств к коммерческим корпорациям для них обязательным стало также формирование высшего органа управления – общего собрания участников. При этом единоличный исполнительный орган выполняет как характерные для него функции: действует без доверенности от имени партнерства, издает приказы о назначении работников, так и характерную только для партнерства функцию, которую можно назвать информационно-организационной, и выражается она в том, что данный орган предоставляет лицам, вступающим в отношения с партнерством, информацию о его системе управления, а также ведет реестр его участников.

Наличие соглашения об управлении партнерством

Остановимся на втором пункте. Соглашение об управлении партнерством не подлежит государственной регистрации, а сведения о лицах, его заключивших, – внесению в ЕГРЮЛ в отличие от лиц, включенных в реестр. Таким образом, управлять партнерством могут лица, не являющиеся его участниками. Соглашение об управлении партнерством содержит важнейшие данные о его деятельности, а именно: сведения о предмете деятельности партнерства, регулирование внесения вкладов участниками и порядок изменения ими долей, условия ответственности участников, образование органов управления. Особо стоит выделить следующие положения, которые может содержать соглашение:

— права участников на участие в управлении, непропорциональное их доле в капитале партнерства;

— ограничение права участника на участие в иных юридических лицах, чья деятельность соответствует предмету деятельности партнерства;

— наличие у участников особых прав при выходе в случае наступления/ не наступления определенного события.


В силу особой значимости соглашения об управлении партнерством для его деятельности законодатель установил обязанность по нотариальному удостоверению и хранению у нотариуса данного соглашения (п. 2 ст. 6 Закона о партнерствах). При этом удостоверению полежит не только первоначальный текст соглашения, но и все вносимые в него изменения, вступающие в силу именно с момента удостоверения их нотариусом по месту нахождения партнерства.

Данные нотариуса (номер лицензии и место нахождения), у которого соглашение об управлении партнерством должно быть удостоверено, должны быть включены в устав партнерства (подп. 5 п. 2 ст. 9 Закона о партнерствах). Наряду с удостоверением соглашения об управлении партнерством нотариус также осуществляет сопровождение деятельности партнерства, в частности, путем нотариального удостоверения сделок по продаже долей в складочном капитале партнерства. Отклонение от данного требования влечет недействительность сделки купли-продажи доли в капитале партнерства (п. 3 ст. 12 Закона о партнерствах), что подтверждается судебной практикой.

Кроме того, законодатель наделил участников данного юридического лица правом, в соответствии с которым подпись участника на заявлении об отказе от преимущественного права при приобретении доли в уставном капитале должна быть засвидетельствована нотариально; несоблюдение данного требования ведет к недействительности указанного заявления (п. 7 ст. 15 Закона о партнерствах).

Конфиденциальность информации для третьих лиц

Конфиденциальность информации о системе управления в партнерстве выражается и в том, что внесению в ЕГРЮЛ подлежат только лица, перечисленные в реестре партнерства, но не лица, заключившие соглашение об управлении, и в том, что информация, содержащаяся в данном соглашении, подлежит раскрытию в отношении третьих лиц только в установленном порядке путем выдачи единоличным исполнительным органом согласия в письменной форме; подпись исполнительного органа должна быть засвидетельствована нотариусом – в противном случае оно будет недействительно.

Остались вопросы? Звоните нам или оставляйте свой номер, мы свяжемся с Вами


Также напоминаем, Вы можете записаться на прием к нотариусу без очереди

Записаться на прием без очереди



Вызвать натариуса на дом