Пн-Пт: 10.00-19.00, перерыв 13.00-14.00,
Cб: 10.00-17.00 (без перерыва)
Вс:  11.00-17.00 (без перерыва)

г. Москва,

ул. Первомайская, д. 116А.

+7 (499)464-57-72

+7(495)530-82-73

info@notarius-izmaylovo.ru

Банкротство

Банкротство юридических лиц: пошаговая инструкция (2017)

В настоящее время основным нормативно-правовым актом, регулирующим институт несостоятельности (банкротства), является Федеральный закон от «26» октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – «ФЗ № 127»). Данный федеральный закон устанавливает основания для признания должника банкротом, порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, а также процедуры, применяемые в деле о банкротстве.

В соответствии с абз. 2 ст. 2 ФЗ № 127 несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Принято выделять следующие признаки банкротства юридического лица, которые дают суду возможность приступить к рассмотрению дела и впоследствии вынести решение о признании должника банкротом:

— неисполнение должником своих обязательств в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 3 ФЗ № 127),

—определенный размер требований кредиторов к должнику, а  именно: не менее 300 тысяч рублей (п. 2 ст. 33 ФЗ № 127).

При рассмотрении дел о банкротстве юридических лиц возможны следующие процедуры (п. 1 ст. 27 ФЗ № 127):

Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) начинается с наблюдения, которое необходимо для обеспечения сохранности имущества юридического лица, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов, а также организации первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения вводится арбитражным судом после проверки обоснованности требований заявителя к должнику. Для целей ее осуществления суд назначает временного управляющего, который наделяется рядом прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.

В этот период производство и исполнение по всем делам, связанным с обращением взыскания на имущество юридического лица, приостанавливаются, а денежные требования предъявляются только в конкурсном порядке. При этом органы управления юридического лица лишаются возможности совершать ряд сделок в отсутствие письменного согласия временного управляющего, а также принимать решения о реорганизации или ликвидации, участии в иных юридических лицах, выплате дивидендов и так далее.

По завершении процедуры наблюдения арбитражный суд принимает одно из следующих решений (ст. 75 ФЗ № 127):

— ввести финансовое оздоровление или внешнее управление — при наличии оснований для восстановления платежеспособности должника,

— признать должника несостоятельным и ввести конкурсное производство — при невозможности улучшить финансовое состояние должника,

— утвердить мировое соглашение и прекратить производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

— решение о введении финансового оздоровления принимается арбитражным судом в целях восстановления платежеспособности должника на срок не более 2 лет при наличии утверждаемого судом графика погашения задолженности.

В рамках указанной процедуры банкротства контроль за выполнением плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, проверка отчетов должника по данным вопросам и представление общему собранию кредиторов соответствующих заключений, в том числе ведение реестра требований кредиторов и созыв их общих собраний осуществляются административным управляющим, который определяется судом.

На данном этапе органы управления должника продолжают осуществлять свои функции, однако действующее законодательство предусматривает ряд ограничений в отношении некоторых сделок, совершение которых без согласия собрания кредиторов либо без согласия административного управляющего не представляется возможным (п. 3 и 4 ст. 82 ФЗ № 127).

По окончании срока финансового оздоровления (в том числе, в результате его досрочного завершения) арбитражный суд решает (п. 6 ст. 88 ФЗ № 127):

— прекратить производство по делу о банкротстве — при полном погашении задолженности и отсутствии или необоснованности жалоб кредиторов,

 —ввести внешнее управление — в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника,

— признать должника несостоятельным (банкротом) и начать процедуру конкурсного производства.

— внешнее управление инициируется также арбитражным судом и длится не более 18 месяцев (возможность продления — не более чем на 6 месяцев; сокращение срока — по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего).

На данном этапе большую роль играет внешний управляющий, поскольку он разрабатывает план внешнего управления, включающий различные меры по восстановлению платежеспособности юридического лица, и передает его на утверждение собранию кредиторов.

По результатам внешний управляющий направляет отчет собранию кредиторов, на основании которого становится возможным обращение кредиторов в арбитражный суд с одним из следующих ходатайств:

— о прекращении внешнего управления — при восстановлении платежеспособности должника,

— о прекращении производства по делу о банкротстве — при удовлетворении всех требований кредиторов,

— о признании должника банкротом и о начале конкурсного производства.

— конкурсное производство начинается с момента признания должника банкротом в судебном порядке и вводится на срок до 6 месяцев с возможностью продления не более чем на 6 месяцев.

Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом переходят к конкурсному управляющему, который обязан публиковать сведения об открытии конкурсного производства в отношении должника, проводить инвентаризацию имущества должника и привлекать независимого оценщика, а также принимать все необходимые меры по обеспечению сохранности имущества должника и анализа его финансового состояния.

После инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов предложения о порядке, сроках и условиях продажи данного имущества, а затем реализует его на открытых торгах. Из полученных от продажи средств производятся расчеты с кредиторами в соответствии с очередностью их требований. Когда невозможно перечислить денежные средства кредитору, они вносятся в депозит нотариуса по месту нахождения должника. Если кредитор не востребует денежные средства с депозита нотариуса в течение 3 лет, то они перечисляются нотариусом в доход государства.

Арбитражный суд по итогам конкурсного производства выносит определение о его завершении. Данное определение является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – «ЕГРЮЛ») записи о ликвидации юридического лица. С момента внесения указанной записи в ЕГРЮЛ конкурсное производство считается оконченным, а юридическое лицо прекращает свое существование.

Мировое соглашение может быть заключено должником с его кредиторами на любой стадии рассмотрения дела о признании его банкротом в целях прекращения производства посредством достижения соглашения.

Большое значение в рамках процедуры банкротства имеет порядок раскрытия информации и опубликования сведений, предусмотренных ФЗ № 127 и действующим законодательством, в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее — «ЕФРСБ»), который является частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее – «ЕФРСФДЮЛ»).

С «01» июля 2015 года такие сведения могут включаться в вышеназванные реестры нотариусом в порядке, предусмотренном ст. 86 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от «11» февраля 1993 года № 4462-1. Для этих целей необходимо передать нотариусу требуемую информацию на бумажных носителях. После получения сведений нотариус вносит их в ЕФРСБ и ЕФРСФДЮЛ посредством переноса с бумажных носителей в систему и удостоверяет все своей квалифицированной электронной подписью. Указанная процедура является весьма эффективной и способствует, во-первых, упрощению раскрытия информации и опубликования сведений, а, во-вторых, интегрированию института нотариата в современное информационно-телекоммуникационное пространство.

 

Остались вопросы? Звоните нам или оставляйте свой номер, мы свяжемся с Вами


Также напоминаем, Вы можете записаться на прием к нотариусу без очереди

Записаться на прием без очереди



Вызвать натариуса на дом